Роман Амстиславский: «Факты избиения в Мокшанском детском доме не подтвердились»

Вчера на новостных сайтах была обнародована информация, поданная в качестве беспрецедентной, в частности на Pen.TV ее преподали как очень страшную, а заведение-интернат назвали концлагерем. Касается она инцидента, произошедшего в детском доме для детей с ментальными особенностями в нашем регионе.

Напомним, ребята, которые воспитывались в интернате пожаловались на грубое обращение с ними руководства, в частности директора Заура Иванова. «Садистские» методы описали дети в роликах, выложенных в интернете. К делу подключились и детский омбудсмен, наша землячка Анна Кузнецова, и соответствующие органы.

Общественный деятель и политик, наш земляк, Роман Амстиславский, который уже имел опыт общения с этими детьми, также решил не оставаться в стороне и сразу же поехал в интернат, чтобы своими глазами убедиться в том, насколько серьезно положение.

Роман рассказал нам о результатах своей поездки:

—  После просмотра видеоролика, опубликованного детьми в интернете, не мог остаться в стороне и решил разобраться в сложившейся ситуации, поскольку лично знаком с ребятами и неоднократно был у них в гостях.

Я сам знаю не понаслышке, что значит жить с ограниченными возможностями, так как являюсь инвалидом с детства. Потому могу себе представить, что должны были переживать от грубого обращения воспитанники интерната.

  • Вчера, 30 ноября, я посетил Мокшанский дом-интернат для умственно отсталых детей. В ходе общения с детьми было установлено, что ситуация выглядит не совсем так, как представлено в видеоролике, и масштаб трагедии, мягко говоря, «раздут».

 Ребят можно понять, поскольку с одной стороны у них есть особенности, с другой — не так давно из жизни ушел бывший руководитель учреждения Дружинин Виктор Петрович, который был для ребят другом и практически заменил многим отца.  Как говорят сами воспитанники, они до сих пор не могут смириться с мыслью, что Виктора Петровича теперь нет. Им кажется, что замены любимому преподавателю не будет. Этим и объясняется изначально предубежденное отношение с их стороны к новому руководству. 

При этом, новый директор оказался менее гибким человеком, чем прежний. Он опирался в своей деятельности на нормы закона, а не на человеческие отношения, что вызывало непонимание со стороны воспитанников. К сожалению, Заур Иванов не смог найти формы взаимодействия с ребятами, доходчиво объяснить детям, почему необходимо в конкретной ситуации поступать именно так, а не иначе. 

Дети, а это дети с особенностями, воспринимали это негативно.

Но, давайте будем объективными. Руководитель учреждения — это, прежде всего, должность со своими обязанностями. Они в основном административные, предполагают соблюдение норм, требований и обеспечение четкого функционирования всего учреждения прежде всего, как объекта, комплекса имущества, если угодно. Чтобы в порядке было пожарная безопасность, санитарное состояние, чтобы воспитанники были сыты, одеты, обеспечены всем необходимым.

Для наблюдения за душевным состоянием воспитанников, за тем, как ими соблюдаются внутренние требования учреждения, наверняка существуют специальные лица, воспитатели, завучи, медперсонал. Странно, что одного руководителя, в чьи обязанности вообще не входит по сути общение с детьми, это может только быть его личная инициатива, обвинили в строгости и не нахождении подхода к ребятам. А где же был остальной персонал? Почему директор выполнял чужую работу? Или может, он вообще один там работает?

В данной ситуации представляется, что руководитель не смог правильно организовать работу своих подчиненных и нацелить их на результат. И, вместо того, чтобы требовать результата с соответствующих работников, взялся выполнять чужие обязанности самостоятельно.

При этом, представители проверяющих и СМИ приняли на веру слова детей с ограниченными возможностями, не разобрались в ситуации, а в ролике вообще бросается тень на действующего регионального министра труда. Главное — привлечь чиновника повыше, пустить слух о каких-то взаимоотношениях. Интересно другое, вчера только Алексей Качан был утвержден в должности министра, и никто не поддержал официально коллегу, все кинулись разоблачать. Руководитель интерната уволен на основании заявления детей, которые снимали свои разговоры гаджетами, да и те у них и появились-то благодаря этому руководителю.

Этак мы доживем до того, что наши дети будут жаловаться на нас в интернете, и за это нас будут прав чтоль родительских лишать? Потом удивляются все, какая молодежь распоясавшаяся.

Но вернемся к поездке Романа. Он, в отличие от остальных, нашел в себе силы пообщаться с ребятами и рассказал о своем впечатлении:

  • Я пообщался с каждым из ребят. Факты избиения не подтвердились. Воспитанники детского дома несколько приукрасили ситуацию. На мой взгляд, недоработки у нового руководства были. Конфликт был, но уже исчерпан, как и сказал губернатор Пензенской области Иван Белозерцев, директор учреждения Иванов Заур покинул свой пост. 

Компетентными органами по факту данного дела проводится проверка, по результатам которой будет дана правовая оценка, случившегося конфликта.

Наша задача сейчас состоит в том, чтобы поддержать ребят, помочь им в их непростой жизненной ситуации. С этими ребятами должен взаимодействовать не только требовательный руководить, а грамотный социальный работник, имеющий огромный багаж опыта работы с особенными детьми. Человек, который сможет их понять. А понять их можно и нужно. 

Моё общение с ребятами наглядно демонстрируют фотографии, на которых мы видим их улыбки. Улыбки, которые говорят — случившегося конфликта больше нет! 

Роман абсолютно прав. Удивляет другое — почему от руководителя, управленца по сути, требуют каких-то навыков профессионального психиатра, психолога и медработника. Кто именно виноват в том, что дети очутились в подобной ситуации, что они остались с ней наедине, неужели, кроме директора в интернате нет ни одного человека?

Да, надо разбираться. И не только с ущербом, который нанесла детям неграмотная работа целого коллектива (удобно, когда директор еще и отец родной, но перекладывать чужую работу на человека, в чьи обязанности она не входит, да потом еще и спрашивать с него ответа, обвинять — это, мягко говоря, некорректно).

Есть еще один момент. Если факты жестокого обращения не подтвердятся, будет ли директор оправдан также публично перед всей страной, и смогут ли свое официальное слово сказать все, кто по этому поводу уже высказался? И кто будет отвечать за вред, нанесенный репутации гражданина (потому что дети точно не будут).

Все тут восторгаются волшебной силой интернета. Но до тех пор, пока она волшебным своим лучом не осветит их. И свет этот быть может не только солнечным, но и мрачным. Надо всегда об этом помнить и не злоупотреблять подобными силами, которые мы не можем до конца контролировать.

https://xn—-btbdl6bbdbjpl5f.xn--p1ai/2020/12/01/roman-amstislavskij-fakty-izbienija-v-mokshanskom-detskom-dome-ne-podtverdilis/